РуEn +7 (347) 246-22-95+mail@ufaucheba.ru

Реформирование госконтроля: на Гайдаровском форуме - 2022 обсудили первые результаты "регуляторной гильотины"

14 января

Первые итоги ревизии нормативно-правовой базы в отношении требований к бизнесу, оптимизацию контрольной деятельности и ее влияние на оздоровление бизнес-среды, а также эффективность цифровизации при взаимодействии бизнеса с ведомствами обсудили в ходе экспертного диалога "Контроль и надзор: от "гильотины" к сервису", который прошел в рамках первого дня Гайдаровского форума - 2022.

Участие в дискуссии приняли журналист Кирилл Поздняков и заместитель председателя Правительства РФ - руководитель аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко.

"Регуляторная гильотина" как часть реформы контрольно-надзорной деятельности заработала с 2020 года. За прошедшее время правительство уже отменило более 143 тысяч избыточных и дублирующих требований к предпринимательской деятельности, вносятся изменения в профильные законы и подзаконные акты. Кроме того, принят Закон о госконтроле, задающий новую модель контрольно-надзорной деятельности, которая учитывает современные реалии.

Как отметил Дмитрий Григоренко, в нормативной базе до последнего времени существовало большое количество неактуальных требований к бизнесу.

"Первая задача была, конечно, хотя бы проинвентаризировать требования к бизнесу: сколько их, насколько они соответствуют тем реалиям, в которых мы живем. Мы отменили около 12 тысяч нормативно-правовых документов, из которых порядка 9 тысяч - акты еще Советского Союза", - рассказал он.

Другой стороной реформы стала цифровизация. Руководитель аппарата правительства пояснил, что многие требования по предоставлению бумажных документов, которые предъявлялись к бизнесу, сегодня кажутся странными, и благодаря реформе появилась возможность перевести это в электронный вид. Вместе с тем усиливается и межведомственное взаимодействие, за счет чего сегодня требуемый документ может предоставлять не сам бизнесмен, а выдавшее его ведомство.

Дмитрий Григоренко подчеркнул, что процедура инвентаризации требований проходила через рабочие группы с участием представителей бизнеса.

Результатом совместной работы стало в том числе и то, что часть требований была оставлена в силе по просьбе самого бизнеса.

Говоря об оптимизации контрольно-надзорной деятельности, заместитель председателя Правительства РФ рассказал о реализации пилотного проекта, направленного на цифровизацию взаимодействия бизнеса с ведомствами в части получения разрешений и лицензий, в котором, например, участвуют МЧС, Росздравнадзор и Росаккредитация.

"Мы на этих трех ведомствах отработали саму процедуру, сделали облачную информационную систему. Через портал Госуслуг в простой произвольной форме можно подать заявление. У нас тут же упали сроки получения соответствующих разрешений: если стандартный срок - порядка 45 рабочих дней, то на этих ведомствах мы видим 14,2 дня. Самое главное - мы в два раза сократили объем информации, который необходимо предоставить для того, чтобы получить разрешение или лицензию. То есть стало проще, стало прозрачнее, стало быстрее и удобнее", - сказал Дмитрий Григоренко.

Он добавил, что в соответствии с новым законодательством контрольно-надзорные мероприятия осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, который предполагает отказ от "проверок ради проверок". В результате в 2021 году количество проверок снизилось по сравнению с 2019-м более, чем вдвое - с 1,5 млн до 700 тысяч.

Дмитрий Григоренко также напомнил, что введена процедура досудебного обжалования через портал Госуслуг, причем средний срок рассмотрения жалобы постоянно уменьшается и сейчас составляет две недели.


Источник:

https://gaidarforum.ru/ru