РуEn +7 (347) 246-22-95+mail@ufaucheba.ru

Ученые нашли способ выявить недосып у водителей

25 сентября 2018

Британские ученые из университета Суррея заявили, что по анализу крови можно определить, сколько часов спал человек. В статье, опубликованной в журнале Sleep, профессор Саймон Арчер и его коллеги рассказывают о выделении из крови биомаркеров, указывающих на острое недосыпание.

Для участия в экспериментах были отобраны 36 здоровых добровольцев, у которых забирали образцы крови после бессонной ночи либо недели хронического недосыпания (менее шести часов сна). Из крови выделяли матричную РНК (мРНК) — сравнительно короткие фрагменты, синтезированные с активных генов для производства белков, — чтобы среди них выделить характерные биомаркеры, способные указать на нехватку сна.

Поиск подходящих маркеров среди всего многообразия мРНК был бы занятием долгим и кропотливым, однако эту задачу ученые поручили специально созданной компьютерной программе, использующей сложные статистические методы и искусственный интеллект. Это позволило идентифицировать в общей сложности 68 генов, по состоянию которых можно с высокой уверенностью (92 процента) говорить об острой нехватке сна.

С другой стороны, точность предсказания хронического недосыпания оказалась намного ниже — всего 57 процентов. По словам авторов, это состояние также можно было определить, но для этого требуется заранее иметь образец крови того же человека после достаточного количества сна, что на практике вряд ли возможно.

Исследователи напомнили о статистике, постоянно указывающей на опасность недосыпания для водителей, машинистов, пилотов и диспетчеров. По данным AAA Foundation for Traffic Safety, Нехватка пары часов сна для них увеличивает риск аварии почти вдвое.

Источник: https://naked-science.ru/article/sci/predlozhen-test-krovi-dlya?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop